Байкал 2013

О, как давно мы мечтали побывать в этом удивительном месте! Точнее, бывать раньше — бывали, но на Северной части озера в пешем походе аж в 1990 году!!! )) А южную часть так и не довелось посмотреть, хотя до Байкала всего-лишь каких то 2,5 тыс километров. Да и что лукавить, дорога отпугивала, точнее ее отсутствие… Ну по некоторым данным дорогу почти привели в нормальное состояние и мы решили больше не откладывать.

Собирались поехать большой бандой, но, как всегда, поехали небольшой. Но не одни, а с друзьями Олегом и Мариной и их сыновьями Юрой и Федором. План был такой, что Марина гостила у родни в Улан-Удэ и мы собирались соединиться с ней в Иркутске. Мы соответственно на авто туда подъедем, а Марина с детьми на ночном поезде из У-У.

ca13a278e03421b019dc04e32c39d72d

Первая ночевка в Канске. 800км пути. Канск встретил нас разбитыми дорогами. Наверное я нигде не встречал таких убитых дорог.  На утро предвкушаем «отличную» дорогу до Иркутска. Ведь где то скоро она и будет. Видим что дорога почти доделана, идет активная стройка., много объездов. Но, в целом, Дорогу доделывают. На будущий год, думаю можно будет намного быстрее проехать по этому маршруту. Забегая вперед, скажу: что на обратном пути вообще мало осталось объездов, запустили новые направления. Темпы и размах строительства можно посмотреть здесь: http://www.youtube.com/watch?v=31HgO-A_cr4

Второй день пути запомнился большим количеством ж/д переездов. Мы реально много времени простояли в этих пробках перед переездами. Интервал между поездами минимальный, а автотраффик большой, успевают проехать между поездами буквально 3-4 машины как снова опускается шлагбаум. Вот небольшая видеозарисовка про трассу М53.

За второй день проехали 750км. Недоехали до Иркутска 77км, и заночевали в Усолье-Сибирском, специально, т.к. гостиница в Иркутске была забронирована лишь на следующий день. а искать новую и затем переселяться не хотели. Закладывали на дорогу до Иркутска 2,5 дня. но доехали быстрее )) Ну и купились на знакомое название города. Думали завтра что-нибудь еще посмотрим/посетим. Но, оказалось смотреть в Усолье-Сибирском нечего. Обычный захудалый городишко. Усолье-Сибирское — один из старейших городов в Приангарье, он был основан как поселение в 1669 году благодаря покорителям сибирских просторов енисейским казакам братьям Михалёвым, обнаружившим на берегу реки Ангара соляной источник и построившим соляную варницу. C 1947 по 1953 год рядом с городом находился лагерь, входивший в ГУЛАГ. Но почему то название знакомое до боли. так и не вспомнил, где я его раньше слышал и почему. Ну не суть…

На следующий день добираемся до Иркутска и заселяемся в заранее забуканный отель «Добрый кот». Отель приятный, домашний с кухней и обеденной зоной для самостоятельного питания. Рекомендую. Здесь нам жить 3 ночи. После обеда прогуливаемся по Иркутску. Идем на разведку до вокзала, где нам завтра на рассвете встречать Марину с детьми.

20130722-ST3A3464

20130722-ST3A3468

20130722-ST3A3471

20130722-ST3A3477

Иркутск нам понравился. Очень напоминает Томск. по Архитектуре и духу. Ну в общем то они почти ровесники, Томск правда старше лет на 60.

Прогулялись через мост, и вдоль набережной Ангары. Утром встретили Марину, тем самым воссоединилась наша команда в полном составе! ))

Этот день был посвящен осмотру Иркутска. Первым делом отправились на Нижнюю Набережную. Историческое место. Она использовалась с самого основания города и сейчас обязательно является местом, куда заезжают новобрачные во время катаний. Ну и обязательно оставляют замочки в перилах… Эта традиция вошла в моду во многих городах. в Томске такое место на набережной реки Ушайки ))

Замочки на набережной

Замочки на набережной20130723-ST3A3494

20130723-ST3A3498

20130723-ST3A3478

20130723-ST3A3507

20130723-ST3A3509

20130723-ST3A3512

20130723-ST3A3519 20130723-ST3A3516 20130723-ST3A3520 20130723-ST3A3546 20130723-ST3A3547 20130723-ST3A3553 20130723-ST3A3558 20130723-ST3A3559

20130723-ST3A3566

Эта скульптура изображает герб города Иркутска, утверждённый в 1997 году, представляет собой серебряный геральдический щит, на котором изображён чёрный «бабр» с червлёными глазами, держащий в пасти червлёного соболя. Первоначально на печатях Иркутского острога изображался одноглавый орёл, который в 1689 перекочевал в печать Нерчинска. Печать с изображением бабра, держащего в пасти соболя, использовалась Якутским острогом с 1635 года, а в более позднее время в печати ленской таможни.  Словом «бабр» русские с XVII века называли ранее неизвестного им тигра, обитавшего в Прибайкалье и впоследствии истреблённого. Иркутский современник в 1817 году отмечал:

Бабр — большой, сильный и лютый зверь…, которого относят к роду тигров. Из китайских владений через границу иногда перебегают бабры в Иркутскую губернию…

Оказывается, раньше на территории Иркутской области водились тигры! ))

Сейчас этот памятник стоит у входа в так называемый «130 квартал». 130-й квартал (также — Иркутская слобода) — специально создаваемая зона исторической застройки в Иркутске, включающая в себя несколько десятков памятников архитектуры и истории города. Квартал расположен в южной части «Исторического центра Иркутска» у подножья Крестовой горы. Это место начали застраивать еще в 18 веке. Отреставрированные дома и перенесенные из других частей города исторические здания — сейчас сосредоточены в одном месте (Вот бы может Томску тоже так сделать, чтобы деревянное зодчество на окраинах не уничтожалось).

20130723-ST3A3569 20130723-ST3A3572 20130723-ST3A3573 20130723-ST3A3577 20130723-ST3A3580 20130723-ST3A3581 20130723-ST3A3600 20130723-ST3A3601 20130723-ST3A3603 20130723-ST3A3608

На территории квартала находятся музеи, кафе, некоторые административные здания и сувенирные лавки. Мы сходили в «Экспериментарий» — достаточно интересный музей занимательной науки. не только для детей но и для взрослых. После, уже зимой в Томск тоже открылся подобный, но с бОльшим масштабом. Рекомендую к посещению! (не реклама!) ))

КБЖД

На следующий день, у нас была запланирована и оплачена еще из дома экскурсия по Кругобайкальской железной дороге, именуемой просто: КБЖД.

20130724-ST3A3611 20130724-ST3A3612

Вообще, КБЖД — название, использовавшееся во время постройки и первых годов использования нынешней Восточно-Сибирской железной дороги протяженностью 260 километров от ст. Байкал до ст. Мысовая , в настоящий момент под Кругобайкальской железной дорогой обычно подразумевается ставший с 1956 года тупиковым участок от станции Слюдянка II до станции Байкал. До 1949 Транссибирская магистраль проходила из Иркутска через станцию Байкал до Слюдянки и далее по действующей ныне Восточно-Сибирской железной дороге. Потом был достроен участок соединяющий Иркутск и Слюдянку по прямой, а участок Иркутск — ст. Байкал был разобран и затоплен в связи со строительством Иркутской ГЭС. И осталась тупиковая ветвь от Слюдянки до ст. Байкал, которая вследствие стала уникальным памятником инженерного искусства, который мы знаем под именем КБЖД…

KBZD_map-variants

В настоящее время Кругобайкальской железной дорогой обычно называют ветку длиной 89 километров Слюдянка II — Байкал. На дороге сейчас имеется четыре станции (Култук, Маритуй, Уланово и Байкал) и один разъезд (137 км). На КБЖД используется 38 тоннелей общей длиной 9063 м (самый длинный из них — тоннель через мыс Половинный длиной 777,5 м), 15 каменных галерей общей длиной 295 м (сейчас используется только 5 из них) и 3 железобетонных галереи с отверстиями, 248 мостов и виадуков, 268 подпорных стенок. По насыщенности инженерными сооружениями КБЖД не имеет равных в России и занимает одно из первых мест в мире. Тоннели и каменные галереи Кругобайкальской железной дороги уникальны тем, что они строились по нетиповым проектам и не были перестроены в последующие годы, сохранив первоначальный замысел архитекторов и инженеров начала XX века.

20130724-ST3A3625

В 1980—1990-х годах была проведена некоторая реконструкция железной дороги, проведён ряд мероприятий по укреплению сооружений, переложен новый путь на всём протяжении дороги. В начале XXI века по дороге регулярно курсирует один поезд (тепловоз и два вагона) в день туда и обратно. Время в пути от Слюдянки до станции Байкал — 4 часа 40 минут. Этот поезд именуется жителями придорожных селений словом «передача», отражающим значение этого транспорта для обеспечения их предметами первой необходимости (хлеб, соль, спички, водка и табак). Также периодически ходят туристические поезда, в том числе с паровозной тягой и оформлением вагонов в стиле «ретро». Имеется возможность арендовать для туристических целей дрезину.
Решением Иркутского облсовета 21 декабря 1982 года участок Кругобайкальской железной дороги от станции Байкал до станции Култук был объявлен архитектурно-ландшафтным заповедником и взят под государственную охрану.

20130724-ST3A3696 20130724-ST3A3655
Осенью 2005 года был проведён комплекс мероприятий по празднованию 100-летия дороги. К этому событию был перестроен вокзал на станции Байкал (в здании вокзала открыта музейная экспозиция, посвящённая КБЖД), реконструирован вокзальный комплекс станции Слюдянка.
В ноябре 2013 года проводился капитальный ремонт пути от станции Култук до станции Маритуй.

Экскурсия начинается на вокзале Иркутска. Все рассаживаются в туристические вагоны. Вагоны достаточно удобны. Миникупе по 4 кресла и между ними столик.  Можно сидеть, общаться, лакомиться свежим омульком и попивать пивко любуясь видами за окном. А любоваться есть на что! Виды Байкала завораживают! Во время экскурсии на экранах висящих в салоне показывают фильмы о Байкале. Периодически вещает диктор по громкой связи объясняя что мы проезжаем и куда посмотреть. Неспешное и неплохое занятие на весь день. Ведь именно столько длится эта экскурсия. С 8 утра до 10 вечера. Начинается и заканчивается в Иркутске. Т.к. конечная станция — Байкал, после выгрузки из поезда нас паромом доставили в Листвянку и оттуда на автобусах уже в Иркутск.

Что примечательно, но не удивительно, экскурсия пользуется спросом в основном у иностранных туристов. Русской речи в вагоне мы не слышали. Увы. ((

20130724-ST3A3719 20130724-ST3A3712

Во время пути предусмотрены несколько остановок. Тогда все выходят, проходят по туннелям и галереям, любуются видами и слушают рассказ экскурсовода. Причем экскурсии, как и озвучка к фильмам ведутся на русском языке, что, учитывая интернациональный состав довольно странно… ))

Ольхон.

Далее, по плану путь наш лежал на остров Ольхон. Мы прощаемся с цивилизацией и желаем уединиться с Байкалом! ))

К переправе возле МРС подъехали часам к 14.  Очередь поразила. вроде б и не пятница, но перед нами была мегаочередь. Вариантов нет, встаем. ждем… Идем прогуливаться по окрестным сопкам. Виды обалденные. Детям сложно усидеть на месте и наши жены идут их выгуливать. А нам, водителям, приходится сидеть и перемещаться вперед по мере продвижения очереди.

20130725-ST3A3741

20130725-ST3A3816

20130725-ST3A3849

20130725-ST3A3855

 

Очередь протянулась до МРС и дальше…

20130725-ST3A3865

 

Ожидание стало утомительным. Мы с Олегом, сидя в машине пересмотрели несколько фильмов… )) перечитали несколько книг. А наши семьи излазили все окрестные сопки…

Вообще, очереди две, и парома ходит тоже два. Один для местных жителей, спецслужб, автобусов и блатных, а второй — для нас, простых смертных )) Второй очереди по сути нет. она не успевает накапливаться. Паром ходит довольно часто. а вот наш Паром — «Ольхонские ворота» медленней. Сначала, когда мы приехали у нашего был обед… потом он в 17-30 он встал на заправку. часа на 3!!! и очередь тупо стояла. Паром бесплатный. Не понимаю, почему никто не сделает альтернативной переправы на сезон летний хотябы. Я бы отдал рублей 300-500  за то чтоб не стоять в очереди…. Очень странно…

20130725-ST3A3868 20130725-ST3A3875

Стоим уже 6 часов… Смеркалось.

20130725-ST3A3927 20130725-ST3A393120130725-ST3A3934

Стали сомневаться, что сегодня попадем на Остров. Ходил слушок, что паромы хоть и работают до 11 часов вечера, но и потом продолжают иногда по настроению совершать платные рейсы. Мы были готовы к платным, но капитан парома заявил по громкой связи что сегодня доп рейсов не будет. о как… ((

И вот, наконец. уже в темноте. на последнем за сегодня рейсе, в районе 23 часов. Последними двумя машинами мы заезжаем на паром! за нами закрывается шлагбаум и никого не пускают. Выдыхаем… ))

Но переправиться мало. Надо еще где-то ночевать. А ближайший населенный пункт на Ольхоне — Хужир. а до него еще километров 40… по темноте по убитой грунтовке…  Ну жаловаться не будем…. Поехали… Дорога трясет нехило, пылит нехило. мчим…. ну как, мчим, ползем…))) Доползли до Хужира глубокой ночью. Были бы без детей, не заморачивались бы, переночевали в машине.

Хоть Хужир и один из самых эпицентров туризма на Байкале, обладающий десятками вариантов для размещения туристов, но разместиться посреди ночи оказалось почти нереальной задачей… Вывесок постоялых дворов, баз отдыха, кемпингов и просто частного съема мы видели кучу. Стучались… нам либо не открывали, либо сквозь сон говорили что мест нет… Мы были в замешательстве. Не раз приходилось посреди ночи где-нибудь останавливаться (и в степях Казахстана и в поселках Киргизии, и в России, и Коста-Рике, нигде не возникало таких проблем. Кончилось тем, что мы встали посреди поселка на стоянке таксистов, попросили таксистов нас пристроить… Они тоже не смогли. хоть и обзвонили всех знакомых местных держателей приютов… удивительно… Хотя что удивляться, мы были в самом разгаре сезона…

В итоге, я вспомнил, что мы по дороге в Хужир проезжали какую то крутую базу с высоким частоколом и теремами! )) Подозревая, что база недешевая, появилась вероятность что там, возможно есть места… Решаем, что если не везет, то будем ночевать в машинах или поедем искать где поставить палатку… Нам повезло. Места были. и, в общем, не такие и дорогие.

База называется «Байкалов Острог«, завтрак включен. Все удобства в номере. Падаем… Вечерком празднуем возле нашего домика Коньячком и колбасой первую ночь на Ольхоне, первую ночь на Байкале!

Утро было солнечным!

20130726-ST3A3935 20130726-ST3A3938 20130726-ST3A3939 20130726-ST3A3943

 

Ольхон  — крупнейший и единственный обитаемый остров озера Байкал. Длина — 71,7 км, ширина — 15 км, площадь — 730 км², население 1500 чел., расстояние от Иркутска — 256 км. С северо-западным берегом озера образует проливы Малое море и Ольхонские ворота. Недалеко от внешней стороны Ольхона — глубочайшее место Байкала (1642 м). Своё название остров получил от бурятского слова «ой-хон» — «лесочек» или «немного лесистый». Поскольку остров состоит из 55 % — степи и 45 % — леса.

Байкал был прозрачнейшим и ледяным!!! ))

20130726-ST3A3948 20130726-ST3A3949

Посёлок Хужир — главный населённый пункт Ольхона. В Хужире есть информационно-экскурсионный центр, краеведческий музей имени Ревякина Н. М., рынок, несколько кафе, продовольственных и сувенирных магазинов. Имеется интернет-кафе, прокат туристического оборудования, велосипедов, квадроциклов и верховых лошадей. Постой предлагают множество частных гостиниц и турбаз. На острове нет АЗС, так что заправиться бензином необходимо заранее. Хотя, говорят, местные приторговывают бензином, но цена и качество остаются на совести продавцов… )) Ближайшая к Ольхону АЗС находится в 49 км от паромной переправы. Здесь располагался самый большой на Байкале Маломорский рыбозавод, ныне разорившийся.

Задерживаться в Хужире мы не собирались. Поэтому выселились и поехали на м. Бурхан осматривать визитную карточку Ольхона, да и пожалуй всего Байкала — скалу Шаманку.

Шаманка (Шаман-скала), одна из святынь Азии (ранее именовалась «камень-храм») ставшая знаменитым образом Байкала: без её изображения не обходится ни один фильм или фотоальбом о Байкале. В ближней к берегу части скалы находится сквозная извилистая Шаманская пещера. Она образовалась в процессе выветривания и размыва известняковых пород. Длина хода пещеры около 12 м, ширина от 3 до 4,5 м, высота от 1 до 6,5 м. Вход в пещеру возможен с двух сторон — с северо-восточной и западной. Ход пещеры проходит под крутым наклоном сверху вниз. Верхний вход находится с западной стороны (бухты). По среди пещеры тоннельного типа имеется расширение с каменным «столом» и деревянной перемычкой для совершения ритуалов. В пещере имеются боковые коридоры и узкая продушина.

Вообще, все скалы испещрены глубокими трещинами и издалека при долгом созерцании каждый может увидеть свои картины-откровения. Мыс Бурхан является сакральным местом не только для исповедующих шаманизм. Здесь у этого природного Храма можно встретить молящегося христианина, сидящего в медитации буддиста или йога. Здесь каждый может почувствовать своё единение с Природой и Вселенной.

Находится мыс прямо посреди поселка. Оставляем машины на стоянке и двигаем пешком. Сразу же замечаем присутствие невообразимого кол-во летающих муравьев! Похоже сезон у них брачный, летают, садятся, лезут в глаза, летают тучами! Отмахиваясь, бежим на мыс. Вид неплохой! но, увидим и лучше. на том же Хобое…

20130726-ST3A3969 20130726-ST3A3956 20130726-ST3A3958 20130726-ST3A3990 20130726-ST3A3999 20130726-ST3A3972

  • Ассоциация бурятских шаманов объявила Ольхон «главным святилищем, культовым центром общемонгольского и центрально-азиатского значения, олицетворяющим сакральную прародину бурят», а в 1990 году на Ольхоне прошел первый общеольхонский тайлаган — особое молебствие, в котором принимают участие все шаманы острова, Ольхонского района и города Улан-Удэ. С тех пор тайлаган проводится ежегодно на большом открытом месте перед въездом в п. Хужир.

Налюбовавшись, едем в офис нацпарка за разрешениями на проезд в заповедную часть острова. Платим небольшие деньги за несколько дней и двигаем на север острова. Дорогие разные грунтовые, но на моноприводе и низком клиренсе, я бы не советовал соваться. Особенно перед песчаной бухтой. ну и дальше лесная дорога тоже местами идет по грязи и глубоким колеям. В одном месте я съехал одним колесом в глубокую колею, а второе было на почве. машина наклонилась градусов на 45 ))) было жутковато… но выехал.

592b0d7143462cd1836c6b2382f4193d

Мы решили сразу же осмотреть весь остров и потом уже ориентируясь, найти место для лагеря на несколько дней. Поэтому сразу рванули на северную оконечность острова, по дороге любуясь видами острова и Байкала. А любоваться как бы есть чем! Доехали до мыса Саган-Хушун. Виды завораживают! чувствуется великий размер Озера!

20130726-ST3A4026 20130726-ST3A4044 20130726-ST3A4054 20130726-ST3A4061 20130726-ST3A4009

Посидев часик и подумав о вечном, глядя на эти просторы, решаем, все-же найти место для лагеря ))

Время уходит, суемся во все спуски, бегаем ногами вниз, видим, что места заняты… Поехали в Узуры на восточное побережье Ольхона, но там тоже не нашли мест. Едем вдоль кромки берега, ищем любые спуски и тропинки вниз к озеру — берега там довольно высокие! Вспоминаем, что места были по дороге, но недалеко от бухты песчаная, но там так себе… хоть и обустроены очаги, туалеты и пр… решили на крайний случай туда ехать. И вот, уже почти отчаявшись найти достойное место, доехали до бухты Саса. Сбегали вниз, уклон дороги хоть и крутоват, но вполне сможем по крайней мере спуститься, а подняться… да потом разберемся!!! вечереет уже… Едем! И о! чудо!!! внизу видим только одну машину. Палатку ставить не собираются — местные рыбаки. Не веря в свое счастье, ведь в нашем распоряжении оказалась целая бухта, ищем удобное место для лагеря. Все время в голове крутится: Да не, где то что то должно быть не так… ))

20130726-ST3A4072 20130726-ST3A4075 20130726-ST3A4071 20130726-ST3A4094

 

Смеркается, ставим лагерь! Это было непередаваемое ощущение! Мы наконец наедине с Байкалом! Мы стоим лагерем, мы очень долго об этом мечтали! )))

С утра надуваем лодку, пробуем рыбачить. Но мегарыбалки не удалось, так, по-мелочи. Но ведь главное процесс! ))

А детишки тем временем нашли себе занятие в песке ))

20130727-ST3A4108 20130727-ST3A4101 20130727-ST3A4111

 

А какие там закаты!

20130727-ST3A4116 20130727-ST3A4128 20130727-ST3A414620130728-ST3A4315 20130728-ST3A432720130728-ST3A4334 

А какие там рассветы!! Краски меняются каждую минуту! Как то встал на рассвете, и обалдел! На фото все конечно не так, но все же:

20130728-ST3A4155 20130728-ST3A4161 20130728-ST3A4167 20130728-ST3A4171 20130728-ST3A4190 20130728-ST3A4191 20130728-ST3A4196 20130728-ST3A4185 20130728-ST3A4173

Сделали вылазку до ближайшего магазина. ехать пришло прилично. Прикупили омуля свежего. Была с собой коптилка. Накоптили свеженького! Да с холодным пивком! Эх. Жизнь удалась!!!

20130728-ST3A4204 20130728-ST3A4205

В один из вечеров, сделал фотовылазку на мыс Хобой! Это было непередаваемо! Обычно здесь днем всегда около десятка уазиков-буханок полных туристов и не протолокнуться. а тут, вечерком, так получилось, я был абсолютно один! Сидел на краю обрыва свесив ножки, и думал о вечном! И не надоедало! Провел там часа 3. Вот, возможно ради таких моментов и стоило сюда приезжать.

20130728-ST3A4211 20130728-ST3A4221 20130728-ST3A4225 20130728-ST3A4238 20130728-ST3A4239 20130728-ST3A4250 20130728-ST3A4241 20130728-ST3A4247 20130728-ST3A4261 20130728-ST3A4267 20130728-ST3A4276 20130728-ST3A4278 20130728-ST3A4282 20130728-ST3A4286

После такого вида, действительно понимаешь, что земля то круглая!!! ))

В лагере, обнаружил, что возле машины стоит устойчивый запах бензина. Проверил все, так и не нашел источник. Еще от трясучих дорог Ольхона, расшаталась и развалилась моя Казахстанская холодная сварка на патрубке радиатора, которую я заделывал  2 года назад. Кусочек холодной сварки у меня оставался и я сделал новую заплатку… теперь на 2 года хватит )))

С утра выдвигались в путь. Не смогли не заехать всей командой на Хобой и не посмотреть на эту красоту! Встретили нерпу. Правда смотрели на нее с большой высоты мыса, а я не захватил с собой телеобъектива. ну на видео получилось неплохо.

20130730-ST3A4343 20130730-ST3A4386 20130730-ST3A4394 20130730-ST3A4395

 

По дороге встретили вот такую ящерицу!

20130730-ST3A4434

Ольхонские дороги:

20130730-ST3A4456

И, конечно, очередь на паром. правда не такая большая как по дороге туда.

20130730-ST3A4459

Листвянка.

Далее наш путь лежал в пос Листвянка. По дороге заметил, что бензин капает из бака. Где именно не видно — мешает защита. Решили доехать до Листвянки и там разобрать и починить…

По дороге заметно волновался, как бы любой искры достаточно или раскаленной выхлопной трубы, чтоб получилось возгорание (( По дороге с телефона забукали гостиницу. Едем… Довольно уютная еще достраивающая гостиница в глубине поселка. но нам тут на пару дней. Во дворе отлична беседка с мангалом и мы взяли мяса. У нашей Марины был день рождения! отлично посидели вечерком.

20130731-ST3A4463 20130731-ST3A4462

С утра озадачились устранением течи бензобака. За ночь под машиной образовалась лужица топлива. (( По совету форумчанина с drom.ru поехали на сервис в Иркутск. Нас там уже ждали! Спасибо тебе, друг Вася! Если б не ты, искали бы долго куда податься с нашей проблемой. Оказалась трещина в баке. то ли камушек под защиту попал и при нехилой Ольхонской вибрации бак лопнул, то ли… ну не суть. Запаяли нам дыру. И я счастливый, но уже под вечер вернулся в Листвянку. Наши дамы и дети времени не теряли и осмотрели Лимнологический музей и посетили Нерпинарий!

Едем в Тальцы! отсюда недалеко. километров 20.

Иркутский архитектурно-этнографический музей «Тальцы» — филиал Иркутского государственного объединённого музея. Расположен в посёлке Тальцы на берегу Ангары в 20 километрах севернее её истока и в 47 километрах южнее Иркутска. Территория музея — 67 гектаров. Основан в 1969 году, принял первых посетителей в 1980 году.
Основа музея — деревянные постройки малых городов и сел Иркутской области, попавших в зону затопления при постройке каскада ГЭС на Ангаре во второй половине XX века.

Ранее на месте музея располагалось крупное село Тальцы, в котором даже присутствовала промышленность (стекольный завод, позднее переведён в Тулун), однако при постройке Иркутской ГЭС и образования водохранилища основная часть села была затоплена. На возвышенности был образован музей. В настоящее время на территории музея свыше 40 памятников архитектуры и более 8000 экспонатов, повествующих о жизни в сибирских сёлах XVII—XIX веков.
На территории музея реконструирована южная стена деревянного Илимского острога, включающего в себя Большую Спасскую проезжую башню (1667 г. постройки) и Казанскую привратную церковь (1697 г. постройки), перевезённых из затопленного Илимска.

20130801-ST3A4506 20130801-ST3A4509 20130801-ST3A4515 20130801-ST3A4473 20130801-ST3A4475 20130801-ST3A4488 20130801-ST3A4491 20130801-ST3A4494 20130801-ST3A4495 20130801-ST3A4502 20130801-ST3A450520130801-ST3A4518 20130801-ST3A4517 20130801-ST3A4514

В музее нам довелось увидеть и даже услышать единственную в России бандуристку Елену Вяткину. Достаточно древний украинский народный инструмент 64 струны!!!

Представляю небольшую видезарисовку:

Снова вернемся к Листвянке. В этот день мы с Олегом, тоже успели побывать в Музее Байкала и Дендропарке… Хотели подняться на подъемнике к камню Черского, но было все затянуто и капал дождь. Смысла не было.

Лимнология – это наука об озерах, а здесь, в Листвянке, расположен Лимнологический институт СО РАН, при котором и находится музей Байкала. Байкальский музей в поселке Листвянка — с 1993 года занимается сбором, хранением, изучением и демонстрацией материальных свидетельств и информации, связанных с озером Байкал, его животным и растительным миром.

Здесь можно узнать о Байкале все от момента его зарождения до сегодняшнего дня.

Особый интерес представляет лимнологический аквариум, который предоставляет посетителям возможность заглянуть в подводный мир Байкала и своими глазами увидеть живых байкальских нерп, рыб, ракообразных, губок и моллюсков в тщательно воспроизведенном подводном мире.

Интерактивная (виртуальная) экспозиция «Батискаф», рассчитанная на одновременное посещение 16 человек имитирует внутреннее помещение подводной лодки с девятью иллюминаторами, в которые вмонтированы компьютерные дисплеи. С помощью специальных компьютерных программ создается иллюзия реального погружения со звуковыми эффектами. Эта экспозиция особенно нравится детям.
20130801-ST3A452120130801-ST3A4522 20130801-ST3A4524      20130801-ST3A4529 20130801-ST3A4534 20130801-ST3A453920130801-ST3A4558 20130801-ST3A4562

Из всех озер мира наиболее похоже на Байкал озеро Танганьика в Африке – по площади, размерам, глубинам, происхождению и строению котловины. Максимальная глубина Танганьики – 1470 м (после Байкала Танганьика – самое глубокое озеро на Земле). Температура воды в Танганьике около 23-26 градусов на поверхности и 23 градуса на глубинах более 400 метров. У Байкала же летом вода прогревается не более 8-10 градусов на поверхности (в заливах – до 15 градусов) и круглый год около 3 градусов на глубине. Главное отличие Байкала от Танганьики заключается в том, что в африканском озере только верхний 100-200 метровый слой насыщен кислородом и пригоден для жизни. В Байкале же благодаря водообмену между глубинными и поверхностными слоями живые организмы обитают даже на самых больших глубинах.

Дендропарк «Каменушка» занимает территорию в 4 га с ручьем, лесом и живописным остепненным склоном на берегу Байкала.

20130801-ST3A4570 20130801-ST3A4571 20130801-ST3A4569

Наша крайняя ночь в Листвянке и с утра выдвигаемся в Бурятию!

По дороге заскочили на обед на горячие озера реки Снежная. Находятся как раз на границе Иркутской области и Бурятии.  Река Снежная берет свое начало на заснеженном Хамар-Дабане и впадает в Байкал. Озера находятся между зеленых сопок, удалены друг от друга, но при этом соединяются подземными водами, удивительно теплые и глубокие.

Узкая асфальтированная дорога, ведущая к Теплым озерам, проходит сквозь густой смешанный лес. В этом лесу растут могучие черные реликтовые тополя, ствол которых смогут обхватить только четыре-пять человек. Осмотреть их можно, не выходя из машины, они растут прямо на обочине. Но значительно интересней подойти вплотную, чтобы проникнуться уважением к их размеру.
Ботаники отмечают небывалую концентрацию реликтовых растений в этой местности – их количество превышает 40 наименований. Здесь выявлены реликтовые формы неогенового периода (тополь душистый, анемона байкальская), эндемики (мятник иркутский и др.), а также редкие и находящиеся на грани исчезновения растения.

20130802-ST3A457220130802-ST3A4585

 

По дороге, обнаружили течь топливного бака в Кайроне. Хм… наводит странные мысли. Может нас пытались подстрелить? )) Совпадение?

Решаем сделать крюк в Улан-Удэ и отремонтировать бак. Ну, и заодно город осмотреть… У Марины родня есть в УУ и они поехали прямиком туда. Мы же заселились в гостиницу. Тут немного подвел booking.com — в забуканном отеле нас не ждали. мест не было. Хм… Очень интересно. Ночью стали ездить по городу искать где заселиться. То одноместные номера, то воды нет, жуть!

Нашли интересный отель с громким названием Марракеш! )) в Центре и относительно недорого. С утра бежим осматривать город. Городок красивый.

Улан-Удэ — столица Бурятии с населением более 400 тыс человек. Летопись свою начал аж с 1666 года! Ранее назывался Верхнеудинск, от одноименной речки Уды в устье которой он и находится. Здесь р. Уда впадает в Селенгу. Самой известной достпримечательностью можно наверное назвать самую большую голову Ленина, которая находится на центральной площади.

20130803-ST3A4590 20130803-ST3A4588 20130803-ST3A458620130803-ST3A4657 20130803-ST3A4648 20130803-ST3A4665 20130803-ST3A4666 20130803-ST3A4647 20130803-ST3A4637 20130803-ST3A4611 20130803-ST3A4604 20130803-ST3A4597 20130803-ST3A4681 20130803-ST3A4678 20130803-ST3A4671    20130803-ST3A4689 20130803-ST3A4693 20130803-ST3A4698 20130803-ST3A4715 20130803-ST3A471920130803-ST3A4772 20130803-ST3A4767 20130803-ST3A4766 20130803-ST3A4764

 

 

На выезде из Улан-Удэ наткнулись на бурятский Дацан. Не смогли проехать мимо.

20130804-ST3A4779 20130804-ST3A4781 20130804-ST3A4783 20130804-ST3A4787 20130804-ST3A4777

Еще полдня разной дороги и мы близки к конечной цели нашего путешествия — полуостров Святой нос.

Преодолев паромную переправу через Баргузин, и заплатив за въезд в заповедник мы попадаем на песчаную косу.

Святой Нос — крупнейший полуостров озера Байкал, часть территории Республики Бурятия. Бурятское название — «Хилмэн Хушуун» — «морда (нос) осётра».
Узкий перешеек, соединяющий полуостров с материком, разделяет Чивыркуйский и Баргузинский заливы. Площадь полуострова 596 км². Полуостров является отрогом Баргузинского хребта, высшая точка 1878 м. На полуострове есть горячий источник Змеиный, на перешейке расположены Кулиные болота, знаменитые своими газовыми грифонами.
Наиболее крупная река — Крестовская, крупный населённый пункт — посёлок Курбулик. С гор полуострова стекает 47 рек и ручьев.
Ранее Святой Нос был островом, но со временем между ним и материком образовался перешеек, имеющий название Чивыркуйский. От села Монахово и местности Глинки проложены тропы на вершину полуострова. К северо-западу от полуострова находятся Ушканьи острова, к северо-востоку Баргузинский хребет.

Нас встречает Баргузинский залив

20130804-ST3A4791 20130804-ST3A4793

 

Дорога достаточно трясучая! )) поискав место на песчаном пляже, решили все же двинуть на Чивыркуйский залив. Особо не задерживаясь, решили достигнуть запланированного максимума — бухту Окуневую. Дальше дороги нет. Но и до Окуневой доезжают только проходимые машины. Описанный и воспетый крутой подъемчик в Курбулике за магазином — конечно страшноватая штука. залетели, и, не задумываясь как будем спускаться двигаем к Окуневой. Уже вечереет…

Окуневая была забита машинами, впрочем как и все бухты на Чивыркуе. Такого единения как на Ольхоне, увы, мы не нашли. Полагаю именно температура воды играет решающую роль в выборе. т.к. в Чивыркуйском заливе вода была +23! Ну конечно из воды мы не вылазили… а на Ольхоне только с визгом забегали и тут же возвращались )))

20130804-ST3A4800 20130804-ST3A4805

Встали мы, все же, удаленно от всех. До ближайших соседей было метров 300. Но! Были в этом и большие минусы. С одной стороны нас омывала вода. Вода была грязная. Видать после шторма, где то обвалился берег, и в воде плавало очень много почвы. Муть стояла страшная. Чтобы набрать воды, я отплывал от берега метров 100 — благо спуск был пологий. С другой стороны лагеря нас подпирало болото. отсюда и комары и мошки. И, невозможность куда либо отойти в кустики. Приходилось идти метров 500 до ближайшего леса! Дергаться было уже некуда. воду мы набрали, решили, что утро вечера мудренее и завалились спать.

Вот так мы стояли. На вид — неплохо! ))

20130804-ST3A4806 20130804-ST3A4811 20130805-ST3A4817

20130805-ST3A4830

 

20130805-ST3A4833

20130805-ST3A4844

20130805-ST3A4837

20130805-ST3A4856

20130805-ST3A4860

20130805-ST3A4824

 

Утром решили таки менять позицию. Поискать место либо в Чивыркуйском, либо вернуться в Баргузинский залив.

20130805-ST3A4861

Остановились перед спуском. Здесь брала связь! На той крутой горке внизу видим наблюдателей. Компанию из взрослых и детей. Наблюдают как спускаются машинки. Олег проехал первый, я начал спускаться… пару раз машина свешивалась и пара колес зависали в воздухе, но я сидя за рулем как бы контролировал ситуацию. Ехал на тормозах, останавливался. Вероятно со стороны это казалось жутким, и я увидел, как наши наблюдатели начали махать руками нам и Олеговскому экипажу и Олег аж побежал нам на встречу. Оказалось, что со стороны мое балансирование на 2х колесах смотрелось зловеще! ))) Я не стал повторять траекторию Олега и проехал на мой взгляд менее крутой, но с ямкой, заехав в которую я и вызвал бурные эмоции у наблюдателей ну и может сильно медленно съезжал… люди посчитали, что я сейчас перевернусь. Но… можете сами посмотреть, запись наблюдателей:

Далее, мы двинулись осматривать попутные бухты. Доехав до Катуни, не найдя там пристанища, почти разочаровавшись в Чивыркуйском заливе, я настоял, чтоб заехали в оставшуюся неосмотренной бухту Сорожья (между Катунью и Карбуликом).

Плотненько так стоят в Монахово:

20130805-ST3A4866

И нам повезло. Опять же, на удалении от людей пустовало отличное место. Пляж был смесью гальки и песка, а там где стояли люди был песок. возможно это и послужило причиной пустого места.

Встали довольно вольготно. Я бы даже сказал отлично!

20130805-ST3A4874

20130807-ST3A492520130807-ST3A4927

 

Простояли мы дней 6 на этом месте. Так не хотелось уезжать! (( До магазина ходили на надувной лодке. Лишь, одно, меня, как фотографа огорчало: налетела думка с пожарищ Якутии, и закрыла весь замечательный вид: (( закрыла совсем. не было видно даже противоположного берега залива.

20130808-ST3A4935 20130807-ST3A4931

 

Но это не помешало нашему отдыху. Чайки просто зверствуют! их развелось столько, что просто все кишит! а когда разделываешь рыбу — они слетаются со всего Байкала стаями… ))

20130808-ST3A4956 20130808-ST3A4973 20130808-ST3A4983 20130809-ST3A5011 20130808-ST3A5009

 

Не успели вот только съездить на Ушканьи острова. так хотелось еще раз взглянуть поближе на нерпу. Заломили цену. По нашим подсчетам на 2 семьи такая поездка на катере обошлась бы более чем в 20 тыс руб! Двигаем домой…

Типичные дороги полуострова Святой нос:

20130810-ST3A5033 20130810-ST3A5032

 

Но были и грязные места радость для джипа! На видео есть. Как сделаем ролик небольшой о поездке — обязательно выложу!

 

Надо отдать должное погоде. Нам повезло. Не было дождей абсолютно! Только вот в день отъезда пошел проливной и затяжной дождь. Ну в дороге он не плохо переносится…

Вот с паромом через Баргузин нам не повезло. Мы выезжали в воскресенье, из-за этого очередь была огромная, а продвигалась медленно. в отличие от Ольхонского парома, там не было даже туалетов и ларьков. Посчитав кол-во машин, мы поняли, что сегодня не проедем паром. и принимаем решение ехать в объезд через поселок Баргузин. Там есть мост, но это приличный крюк в более чем 100 км по просто убитой дороге. Но лучше плохо ехать, чем хорошо стоять… Заодно и одним глазком глянули на Баргузинскую долину ))

Мост через р. Баргузин в поселке Баргузин.

20130811-ST3A5063

 

Обратную дорогу описывать нет смысла. Весь день, как  я писал выше шел дождь. Грязи было полно. Местами до УУ дорога строится. Там на берегу Байкала строится активно специальная экономическая зона. Дороги будут прекрасные!

Переночевав в Марракеше, следующая остановка в Тулуне в Иркутской области. проехали 830 км.

4eb001d9d367d7deea9fac04c64f54ec

Вот такой контраст мы увидели в Слюдянке на обратном пути:

20130812-ST3A5066

 

За следующий день мы не собирались в общем то доезжать до дома, но чухнули хорошо, и решили доехать все же… В итоге около 1300 км за день.

95e0534c4d57c0db6155983402a36522

 

Итоги: Не сказал бы, что поездка была бюджетной, хоть и стояли преимущественно в палатках.

Проехали более 6000 км. Топливо не считал.

Полны впечатлений и новых планов! Обязательно надо посмотреть Байкал с другой стороны (с воды) и постоять в пустынных живописных бухтах.

Мечты сбываются!!!

20130811-ST3A5059

2 thoughts on “Байкал 2013

  1. Просто нет слов! очень и очень здорово!!!
    Отлично излагаете и просто потрясно фотографируете!
    А что все-таки посоветуете новичку на Байкале? Ольхон или Чивыркуй или Баргузин?
    А в других местах на побережье останавливались? Я слышал есть много теплых заливов (соров).

    1. Спасибо за теплые слова! ))
      Посоветовать? хм… ну каждому свое. Нам лично понравилось и там и там. На Ольхоне — нам повезло с местом. Второй раз может не повезти, не уверен, что приехав в следующем году в это же время на это же место застанем его пустым. Тем более, я не указал, что через пару дней, когда наступили выходные — приехали местные, но встали в зоне невидимости от нас, так что никто никому не мешал. Но при беседе выяснилось, что мы «заняли» их постоянное место. Ну раз мы первые — никто нас не выгонял, все места на Байкале общие )) Наверное, за вот такую радость и отсутствие отдыхающих, ну, и конечно, за потрясающие виды Севера Ольхона я бы выбрал Ольхон. Но покупаться бы все же съездил на Чивыркуй или Баргузин. Если выбирать между Ч и Б = я бы выбрал Ч. т.к. на мой взгляд, он более живописный и вода теплее, ветра меньше и волны ниже, и до магазинов ближе… ))
      В других местах не останавливались. Ехали к цели. Опять же по причине дикого скопления людей в посольском соре (если вы его имеете в виду), но слышал, что мест безлюдных полно. например неплохо в районе Энхалука: https://www.google.ru/maps/@52.4906583,106.9924053,19332m/data=!3m1!1e3

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *