Алтай 2008

Продолжилось путешествие с обского моря, где мы планировали посмотреть на полное солнечное затмение. Договорились с Юлей (Рыбка на дроме) из Новосибирска, что встретимся и посмотрим вместе. Ехал на обское впервые. До этого только мимо проезжал. Съездов не знал, даже не представлял, куда, собстно, ехать. Объяснили люди добрые, что есть места на городском пляже Бердска, туда можно проехать, повернув за ГАИ Бердска направо и далее снова направо на длинную улицу, которая ведет к городскому пляжу (всегда в городе подскажут). Естественно, выехали из города мы поздно и на побережье попали уже затемно… Найдя обозначенный пляж и наделав по нему кругов и чуть не забуксовав в рыхлом песке, упали на первое же подходящее место. Тут отзвонилась Рыбка и сказала, что на подъезде к нам уже. Что-то заставило нас искать другое место… Вместе начали гонять по близлежащим базам и съездам к воде. И, обломавшись в последний раз на так называемых «Камнях», в конце концов остановились в каком то детском лагере «Дельфин-2». За 350 руб. с носа нам выдали домик с тремя кроватями и бельем, ну уже хорошо…

Утром 1 августа (День затмения), проснувшись и позавтракав бутерами, кинулись искать место для лагеря. Расспрашивая местных о возможных местах, нашли-таки неплохое место, где и упали. Найти место легко — на дороге к тому же городскому пляжу, доезжаем до базы или санатория «Борвиха» и напротив нее видим уходящую асфальтированную дорогу мимо кладбища. Едем по ней до конца, игнорируя любые свертки… Начинаются дачи, крутые такие дачи с трехметровыми каменными заборами! Там асфальт и кончается, и начинается грунтовка, петляющая между деревьями… местами труднопроходимая в непогоду, но с кучей ответвлений, идущая вдоль побережья. Там уже раскинуты множества палаточных лагерей. Нашли место и расположились, я отзвонился Юле и объяснил проезд. Скоро они прибыли. Рыбка с Рыбенком и гостями из Дромовского Владивостока — сам товарищ fraggle (Алексей) с сыном! Приятно был рад встрече…

Далее мы пошли на берег. Море штормило — Девятый вал накатывался регулярно. Теперь я понял, почему Обское водохранилище называют МОРЕМ! Зрелище великолепное, и купание отменное. Доча моя была в полном восторге!

Совсем скоро началось оно! Описывать происходящее сложно — это надо видеть! Еще сложнее передать через фотографии ТО, что происходило вокруг… Зрелище действительно завораживающее! Рекомендую почитать отчет о затмении Алексея, который ради этих двух минут совершил столь долгое путешествие в Сибирь: http://info.drom.ru/adventures/travel/11119/

Сам лишь выложу несколько своих скромных фотографий… И мысли вслух, которые я поспешил выложить на родной форум еще во время затмения: http://forums.drom.ru/70/t1151068894.html

Повидавшись и обманным образом подсунув флаг семидесятого региона в руки Фрагглу, распрощались с гостями. Отлично переночевали и с утра двинули на Алтай.

Алтай встретил нас безоблачной погодой и жарким воздухом. Пролетев попсовые места от Маймы до Усть-Семы с его Чемалом, остановились уже в третий за историю поездок на Алтай в уютных домиках в государственном ботаническом саду близ деревни Камлак (смотрите указатели при въезде в деревню). Ну нравится нам что-то в нем, притягивает уникальный микроклимат этой маленькой долинки. Там же можно прикупить саженцы растений и сборы горных трав. Всем рекомендую пройти экскурсию по саду — занимательно! Там собраны уникальные растения со всего Алтая.

Следующей ночевкой была уже база Узункель на Улаганском плато почти на одноименном перевале. Доехать дотуда легко: от Акташа идет дорога на Усть-Улаган (районный центр Улаганского района), далее через Красные ворота по узкому ущелью на плато с красивейшими озерами на фоне белков Северо-Чуйского белка. Дорога в основном асфальт, но встречаются места с щебенкой. Не гоните!

Красота! Банька! Отличная местная кухня. Цена места — 350 р. Бар, можно взять лодку и прокатится/порыбачить на озере Узункель. В баре обязательно закажите пожарить пелядь — незабываемый вкус!

Выдвигаемся в сторону Улагана, далее Балыктуюль, вот в нем уже висит указатель на Балыкчу — нам туда! 124 км до цели! Всего! Зато каких! Переезжаем через недавно отстроенный мост (2 года назад его еще строили, и мы проезжали в брод), через километр, перевалив маленькую гриву, выезжаем на места Пазырыкских Курганов. Да, 2 года назад мы все их излазили, восхищались, а теперь после посещения в Хакассии Салбыкского и Сафроновских курганов — не впечатляет. Не останавливаемся, и с замиранием сердца проезжаем то место, до куда мы не доезжали в прошлый раз (тогда один из экипажей сел на камень картером и, учитывая общую усталость и низкий настрой покорять Кату-Ярык у всей компании, мы повернули обратно). В этот раз ничто не могло нас остановить! И, перешагнув за этот порог, едем дальше…

Дорога через лес сильно ветвится (объезжая сезонные проблемные участки), но потом все дороги сходятся. Дорога — грунтовка, пылища стоит столбом. Редко встречаем людей — понедельник. Те, кто ездил на выходные, уже уехали. Периодически обгоняем и отстаем на фотоостановках Шевиниву с новосибирскими номерами. Вообще, должен признать, что 70 процентов встречающихся нам автомобилей носили новосибирские номера! 10 процентов за местным — 04 регионом, 10 за 22 алтайским, по тройке процентов Томску и Кемерово… И остальные делят 4 процента. примерно такой расклад.

Итак, километров 30 по такой пересеченке подъемы и спуски (местами крутые), прикольные виды на долину Башкауса — где-то там внизу виднеется голубое озерцо, видим строения, говорят, там построили базу — не стали проверять двигаем дальше, у нас другая цель!

Итак: Кату-Ярык! Зрелище завораживает! Глубокий каньон, где внизу далеко течет заветный Чулышман. Каньон с почти вертикальными стенами, с которых спадают многочисленные водопады! Молча стоим и думаем каждый о своем. Догнала Шевинива, люди поинтересовались, как мы досюда проехали и что собираемся делать дальше. Сильно удивились, узнав, что мы собираемся спускаться и доехать до Телецкого… Говорят, что не собирались спускаться, а приехали просто поглазеть на перевал, но окрыленные нашими планами решаются на спуск в долину. Фотографируемся. Начинаем спуск. Очень интересно, как прокладывают эту дорогу. Решил представить себя за рулем экскаватора (а по преданию именно на нем сделал эту дорогу какой то местный), не смог… Наверное, предание — сказка! Спуск сносный — были по дороге к нему и похуже… На крутых местах довольно сильно изрыт буксовавшими машинами. Не думаю, что в дождь перевал более сложен, дорога — чистый камень, не развезет явно…


Высаживаю периодически Катю для видеосъемки, пока жду, фотографирую. Спускаемся. Все нормально. На последнем, самом длинном и крутом прогоне видим бегущего молодого человека и машущего руками. Подходит, говорит: не едьте дальше — там на буксире тащат машину, ждем, действительно… На большом джипе на веревке висит что-то небольшое переднеприводное типа Короллы. Спускаемся. На самых крутых местах ямы очень глубоки, задумываюсь, как буду не цеплять за них бампером при подъеме… Ну ведь объехал при спуске! Хоть и местами подъезжал очень близко к краю обрыва… Ерунда! Прорвемся!

Внизу очередь из машин на подъем на буксире. Не знаю… сильно страшным спуск мне не показался. Главное аккуратненько все объезжать камни и ямы, а машинка заедет. 4-везде уже опробованы на подъездах к перевалу.

Вот мы и внизу! Красота! Надо ехать дальше. Из основных препятствий к ЮБТО слышал только про начало подъема на перевал и 3 брода по пути к озеру по долине, да жуткие лужи в деревне Коо. Едем, засматриваемся… Уже ни на секунду не жалеем, что попали сюда! Дорога идет то по узкому ущелью, пробитая в склоне, а с другой стороны в пропасти течет река, то выезжает в широкие живописные долины. Описать трудно — надо видеть!

Покрытие — в основном щебень. Много ответвлений, которые идут по почве, объезжая щебень и сильно пыльные, вероятно, для того, чтобы избавится от тряски по камням, но в комфортной Опе не трясет почти, поэтому едем по основной. Три брода преодолели вообще без проблем, заливало чуть выше порогов. Вероятно, в сезон дождей было бы похуже. Лужи в Коо можно объехать, ну поизвращаться немного, но можно! Последняя населенка — Балыкча. На навигаторе показалось озеро — вдохновляет! Где-то по дороге залетел под машину каменюка — не заметил 🙁 После нескольких глухих ударов выхожу, осматриваюсь, немного рычит глушитель — звук как от прямотока. Больше повреждений не нашел. Ну, про бампер, конечно, умолчал, тоже задний где-то подснял. Ну, это ерунда, что могло случится на этой дороге. Теперь слышу звук двигателя в салоне — ничего! Многие за этот шум еще и деньги платят!

Перед озером километрах в трех развилка, налево указатель «Причал, Баня, Домики», вечереет, правый проверять не стали — как выяснилось, зря. Едем по левому…

Перед выездом на косу — шлагбаум, собаки, и видны домики. Останавливаемся, иду смотреть, выбегает хозяйка. Говорит, что дальше не проеду 100%! Там за подъемом спуск, там огромный камень торчит на всю дорогу… Смешно. Меня уже ничем не испугать. И проезд, типа, платный — 100 р. Интересно, почему? Но меня уже это не интересовало — мы доехали! Ура! Сбылась мечта идиота! 3 года об этом мечтал…

Спрашиваю, есть ли еще базы рядом — отвечает нет. Сомневаюсь… но вечереет, и по таким дорогам ночью нет особого желания гонять. Опять настырно говорит, что дальше не проеду 100%. Говорю, что мне ваша позиция ясна! Я и не собираюсь… и чего вы так разнервничались?! Сколько стоит разместиться у вас? Покажите домики…

300 руб. с носу. За теплый домик. Электричество сломалось, питание не предусмотрено. Ничего, для света есть газовая лампа, для питания газовая горелка и все необходимое. По соседству в домиках стоят англичане. Ну все, встаем здесь. Разгружаемся. Пока Катя укладывает Викулю, бегу в сумерках к озеру — до него метров 150. Не нашел места, где не смогу 100% проехать. Да забил уже. Потрогал воду. Озеро штормило, дул ветер и собирался дождь. У причала начиналась коса мыса Кырсай — крайней точки южного берега Телецкого Озера. На ней видны стоянки — костры и палатки. Может, и завтра так постоим.

За приготовлением ужина знакомлюсь с англичанами. Их забросили из Артыбаша на катере. Специально тащились из Бирмингема сюда, спрашивал о других планах — чисто сюда ехали. Молодцы! Ночью слышим, как хозяйка поет легенду о непролазной дороге другим прибывшим и как потом размещает их в домиках.

На утро оставляем вещи в домике, садимся в машину и, рыча как спортивный кар, едем осматривать местность, в том числе и правую дорогу, на которой, оказывается, прямо на самом мысе отличная мощная турбаза с полным комплексом услуг. Называется как мыс — Кырсай. Проезжаем дальше по косе, чуть не забуксовав в песке. Видим, что есть места неплохие. Решаем ехать за вещами и разместиться либо в домиках на базе, либо на берегу. Склонились к базе. Возвращаемся за вещами, расплачиваюсь с хозяйкой, она так ревниво поинтересовалась, куда это мы ездили, я чтоб не расстраивать сказал, что в Балыкчу за продуктами. Долго рассказывала, как им тут живется… что строятся, в планах сделать столовую и персонал, и экскурсии организовывать и т.д. Пожелав удачи, трогаемся на другую базу. Размещаемся. 300 руб. с носа за домик, 50 руб. за белье.

Едем на Экскурсию на моторке по озеру. 2-часовая поездка — 3 000 руб. Ничего, оно того стоит! Поколесив по озеру, заехали на водопад 40 грехов, чтобы смыть грехи. Все мы грешны, сказал алтаец, который нас возил на лодке, а я почти святой, т.к. езжу сюда каждый день!

Остаток дня провели на пляже. Викуля рылась в песке. Мы купались, пили пиво и сжигали ветки и кору, с избытком валяющиеся на косе. Стояли на самом выдающемся в озеро крае мыса. По этой подводной косе можно было уйти метров на 300 в воду, почти не скрывая щиколотки. Забавно.

Надо отдать должное базе «Кырсай». Она имеет древнюю историю… Еще в 89 году я, будучи там с родителями, посещал ее. Правда, тогда нас забрасывали на ЮБТО на теплоходе, и мы ходили туда в баню. И вряд ли что осталось там с тех пор, но традиции и устои, думаю, остались. Там полный комплекс услуг. Экскурсии на катерах, рыбалка, прокат лошадей, пешие экскурсии и пр… Баня, бар, отличные уютные домики и демократичные цены. Знали бы, что там так все хорошо, не брали бы с собой на Кату-Ярык снаряжение, а оставили бы его на предыдущей базе. Ведь у нас собой оказалось очень много груза — кемпинговый инвентарь (палатки, столы, кресла, тенты, мангалы, газовые плиты и пр.). Это явно бы облегчило машину и прохождение препятствий, т.к. при такой загруженности клиренс у машинки упал вообще до нЕльзя… если посмотреть на фото, то видно, что самая простенькая машинка на базе CR-V.

Вообще, честно говоря, там были и росиийские девятки, и Камри, я видел и что-то типа Короллы. Много универсалов, но в основном джипы или машины повышенной проходимости. Имхо, самые популярные машины, которые я видел с той стороны Кату-Ярыка (в порядке убывания): Крузак, Субару Легаси Ланкастер, X-trail, CR-V, Нива, Уаз.

И, естественно, меня просто достали вопросами типа: А как вы сюда доехали? А как будете подниматься на перевал? А как проехали брод? Нигде не зацепили? Блин… Сначала по приколу, потом уже достало!

Проезжаешь мимо людей — тебя провожают взглядом, фотографируются на фоне моей машинки, аплодируют на препятствиях, уступают дорогу… 🙂 Не, ну прикольно все это!

Не знаю, как другие владельцы «невысокого клиренса», я для себя избрал стратегию передвижения по таким дорогам. Если Крузаки броды и крутые подъемы пролетают с разгона, то я еду медленно, но верно, объезжая каждый камень и яму. Не поверите — нигде не зацепил. Пробил глушитель только непонятно откуда взявшимся каменюкой (ну не пропускал я его между колес, не знаю, откуда он взялся!). Имея подключаемый полный привод вполне можно ехать медленно даже на самых крутых подъемах! Не пробуксуешь, заедешь…


Решаем не уезжать из этой красоты и остаться еще на дневку на берегу Чулышмана. Нашли неплохое место почти под Кату-Ярыком. Поставили палатку. Приходили алтайцы, требовали водки, но благополучно мы от них отвязались, сославшись на то, что язвенники :).

Теплая ночь! Вообще, там климат особый. Теплый!

С утра (часиков в 12) кое-как собрались. Надо ехать покорять перевал, и дальше еще не придумали куда. Выдвигаемся. Перевал без особых впечатлений. Больше боялись, наверное. Пришлось немного подождать-пропустить встречные машины. Нигде не зацепив, аккуратненько, объезжая каждый камушек, взобрался на перевал. Признаюсь, подстраховался. Во-первых, Катерина выразила желание снимать подъем не из машины, а встав возле сложных мест, во-вторых, все самое тяжелое переложил пассажиру в ноги, облегчив и без того просевший зад автомобиля. Так что пролетел сложные места, не моргнув. Ну и ладненько…

Опять виды, опять красота, вид в долину Башкауса впечатляет. Голубые озера внизу, пропасти…

Решаем заехать для полноты ощущений на Ак-Тру. Были там в последний раз в 2000 году, когда еще активно занимался горным туризмом. Слышал, что до нижнего альплагеря (перевалки) доезжают на любых машинах, а потом забрасываются на тяжелой технике. Ну, так и поступим…

Доезжаем до Акташа, далее налево в Курай, уже за поворотом открываются отличные виды на Северо-Чуйские белки. С погодой везет. Не всегда снежные горы открыты взору из-за облаков.

Едем до Курая, там на въезде источник минеральной воды, там встречаем пару на Nissan X-trail из Новосибирска, которая тоже хочет доехать до Актру, но не знает, что это и как туда доехать. Присоединяются к нам. Чтобы попасть на перевалку, надо проехать Курай по основной, далее поселок Кызылтащ, проезжаем его и едем по дороге уходящей на юг — они все туда идут к мосту через Чую. Мост как-то странно расположен, т.к. куда бы вы не ехали, придется делать нехилый крюк. Проезжаем по мосту, едем по направлению обратно. Вообще, там все дороги идут к другой переправе через другую реку Тюте. Доезжаем до брода из 3-х рукавов. Видим на той стороне сушится Тойота Креста. Не знаю, что и где они там намочили… От помощи отказались.

Далее после брода нужно забирать влево. Направо дороги идут в урочище Ештык-Кель. Забираем налево и через пару-тройку километров дорога опять разветвляется. Решаем ехать по левой, т.к. она, судя по направлению, идет как раз на перевалку. Едем. А горы все выше, а горы все круче… Совсем скоро дорога становится просто непроходима! Огромные валуны через всю дорогу не дадут проехать машинам с любым клиренсом. Я не говорю про суперпроходимые машины. Икстрейл решается поехать спереди, скоро садится на камень и его жена, сказав мужу в сердцах кое-что, предопределила их дальнейшую дорогу — назад…

Гм… Встав на распутье, мы задумались, ну ведь есть же куча отчетов, как на обычных машинах заезжают на перевалку. Да и нас самих в 2000 году (я был там 2 раза) забрасывали на перевалку на Пазике… хм… Решаем исследовать другие дороги — другие развилки… По дороге встречаем кортеж из трех не особо проходимых машин из Новосибирска, едущий нам на встречу. Спрашиваем, не с Ак-тру ли они спускаются, получаем утвердительный ответ. Оказывается, они тоже позавчера сунулись по той же дороге налево, а нужно было проехать направо немного, и дорога там тоже идет на перевалку параллельно старой. Типа, дорогу размыло, и проложили новую. Но по новой дороге почти перед самым лагерем тоже какая-то сволочь буксовала и нарыла большие ямы, которые они забросали камнями, в общем, типа, придется попотеть, но проехать можно. И еще: в самом начале подъема, типа, лучше объехать лесом — там тоже сложный подъем…

Окрыленные новостью, выдвигаемся. В начале подъема в лесу влево отходит едва видимая дорога. Исследовав ее, убеждаюсь, что она лучше. Далее без особых происшествий пару раз выходил и просил супругу подкорректировать снаружи мои движения. Забрались без проблем. Вот она долгожданная перевалка…

Встаем на ночь. Иду узнавать, как забрасываться завтра с утра наверх. Сказали подойти утром.

На территории нижнего Альплагеря большая стоянка (100 р. с машины в сутки), есть 2 домика (100 р. с человека). И места под палатку — вроде бесплатные. Решаем остановиться в домике, чтобы с утра спокойно все вещи там закрыть и уехать наверх. С утра узнаем, что мы одни желающие заброситься наверх и поедем на газике (козле) 74 года выпуска с открытым верхом — 3 500 р. Туда/обратно.

Да, козлит он нехило! Это мягко говоря. Мне казалось, что все мои внутренние органы перемешались и стали единой массой. Как нас еще не укачало, не знаю. Но успокаивал себя и семью тем, что «лучше плохо ехать, чем хорошо идти» 🙂 Пару раз по дороге он ломался, но быстрый ремонт решал проблемы. В конце концов к 12 дня мы таки добрались до верхнего Лагеря Ак-тру. Условившись с водителем забрать нас в 19 часов.

Взяв с собой теплые вещи, перекус, термос с чаем, стартуем наверх. Решаем повернуть в сторону ледника Большой Актру, чтобы дойти, докуда позволит нам Викуля. Тропа, родная туристкая тропа. Множество людей и горная вежливость: все встречающиеся в горах люди обязательно здороваются. Так положено! Не знаю, кем заведено, но это прекрасно. Вспоминая юношескую романтику горных путешествий, тычем пальцем направо и налево — а помнишь как поднимались на тот перевал, ну ту вершинку, по тому кулуару ползли, через эту речку вброд переходили… Кайф! Не знаю, разделяла ли наши воспоминания Вика, но шла отлично.

Дошли мы почти до голубого озера, перед самым крутым подъемом у Мощного водопада мы поняли, что если мы пойдем дальше, Викулю придется обратно тащить на себе… Ничего, подрастем, наверстаем. Итак, высота 2 680 по навигатору. Нормально для первого раза! Виды обалдеть! Ностальгия захлестнула. В общем, очень насыщенный денек получился… С видом на ледники и водопады устраиваем обед. Забыли ложку для йогурта, нахожу камень похожий — даю Викуле со словами «это древняя ложка», она с удовольствием предпочла ее обычной.


Неохота отсюда уезжать… Время подходит к концу. Спускаемся. Словно горы тоже не хотят нашего ухода — уже на подходе к верхнему лагерю Актру начинается дождь. Бежим под ливнем до домиков базы ТГУ. Пережидаем, скоро пришла машина. На обратном пути под эту дикую тряску Викуля умудрилась даже заснуть — вот устала, наверное! Нас ждет Баня и спать! Впечатлений масса!

На обратном пути созваниваемся с друзьями, которые сегодня выехали на Алтай. Решаем встретиться и провести несколько дней вместе. Но это уже внизу. Отдыхая…

Встретились на Манжероке, постояли, выпили, пообщались, перебрались на «Бирюзовую Катунь», кто не знает — искусственное озеро на левом берегу Катуни недалеко от Айского Озера. Отличная водичка, отлиная погодка ( 37 в тени). Вход на пляж 150 р. с человека, проезд по мосту 100 р. водные аттракционы. В общем, накупались, наразвлекались, ночевали на берегу Катуни в палатках. Ночью видели лесной пожар — все волновались, дойдет до нас или нет, после разведки поняли что не дойдет.

мост через Катунь

На обратном пути встречаемся в Новосибирске с Юлей (Рыбка на дроме). Обмениваемся гостинцами и едем в Новосибирский зоопарк. Как он преобразился за 2 года. Мы и тогда восхищались им. А сейчас он все растет и хорошеет! Какие вольеры новые строят! Супер в общем.

Итоги.

Масса впечатлений у всех членов путешествия!

Пройдено около 6 тыс. км.

Потрачено около 40 тыс. руб на все.

Машинка оправдала ожидания: неплохие для такого клиренса внедорожные качества, непревзойденный комфорт и небольшой расход топлива.

Обязательно поедем еще раз на ЮБТО и АКТРУ и обязательно на Юг Тывы на Торе-Холь.

Сейчас уже задумываемся, куда поедем дальше.

Есть треки GPS с отмеченными ключевыми точками.

Есть куча отчетов и путеводители по местам, которые посетили.

3 thoughts on “Алтай 2008

  1. Спасибо вам, очень понравилось «путешествие с вами». Чувства хорошие вспомнились. Люблю Алтай, мечтаю отправиться туда в путешествие. когда доча подрастет.

    Ответ Евгения (johnykey):
    Спасибо за отзыв!
    Да, Алтай стоит большого внимания, обязательно съездите!

  2. Евгений, а можно выложить в публичный доступ gps-треки?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *